Дети
- Воспитание 22
- Образование детей 2
- Детское здоровье 6
- Питание детей 5
- Система Монтессори 2
- Школа доктора Комаровского 22
- Усыновление и опека 3
-
Игры и досуг >
- Мультфильмы 4
- Flash игры 10
- Рисование 3
- Развивающие игры 8
- Твистинг 2
- Сказки и песни 1
Мужчина и Женщина
Красота и здоровье
- Красота >
- Мода и шопинг 8
- Здоровье >
- Психология 10
Интересы и увлечения
- Зверьё моё 1
- Своими руками 12
- Охота и рыбалка 1
- За рулем 12
Дом
- Жильё моё >
- Стройка и ремонт >
- Техника дома 2
- Загородная жизнь 1
- Кушать подано >
- Хозяйке на заметку 20
Отдых
-
Путешествия >
- По России 2
- За границу 4
- Активный отдых 4
- Курорты и санатории >
- Юмор 4
Финансы
Полезно знать
- Совет дня 10
- Телефоны на все случаи 1
- Законы >
- Льготы и выплаты >
- Ваше право 7
- Что делать если... >
- Справочники 3
- Бланки заявлений 1
- Словарик для родителей 1
Наши проекты

На российском рынке представлено большое количество брендов чая и кофе. Есть среди них именитые и не очень, широко известные и знакомые лишь немногим. В этой статье речь пойдет о брендах особых — так называемых «брендах-оборотнях», которые стремятся создать у покупателя иллюзию о своем западном (в подавляющем большинстве случаев английском) происхождении, а подчас — и о премиальности. На самом же деле основаны эти бренды российскими бизнесменами.
Начнем с чайных брендов-оборотней.
Riston. Позиционируется как английский премиальный чай. На самом же деле это цейлонский чай, изготавливаемый специально для России. С премиальностью ничего общего не имеет, обычный заурядный середнячок. Цены тоже средние. За такие деньги обычно можно найти чай получше.

Логотип Riston
Немного об истории и корнях Riston. Достаточно тщательное исследование просторов интернета наводит на подозрения, что марка Riston имеет российские корни. Однако прямого доказательства нет. У компании есть международный сайт — www.ristontea.com на трех языках — английском (ну как же, это же якобы чай с английскими традициями), русском и сингальском. Сингальский — это основной государственный язык Шри-Ланки. Наличие сингальского раздела, а также координат ланкийского офиса показывает, что Riston — это, видимо, действительно цейлонский чай.
Некоторая информация о бренде находится и в шри-ланкийском сегменте интернета (домен .lk). Вот, например, есть такая статья. Из нее следует, что в 2011 году цейлонская компания Riston, поставлявшая чай исключительно в Россию, вышла наконец и на цейлонский рынок. А вот еще одна статья. Она повествует о том, что в том же 2011 году компания была вынуждена перенести производство по упаковке чая в Россию из-за роста пошлин на ввоз готового, развешенного чая. Одна фабрика, однако, есть и на Цейлоне.
Из вышеуказанных статей также следует, что практически все сотрудники Riston Tea Group (вероятно, за исключением наемных работников на цейлонской фабрике) — русские, шри-ланкиец — лишь председатель (помните зицпредседателя Фунта из «Золотого теленка» Ильфа и Петрова?). А из вот этой статьи выясняется, что Riston Tea Group владеет российской компанией Premium Brands LTD (ООО Премиум брендс), которая, кстати, была зарегистрирована в 2004 году. Что первичнее — Riston Tea Group или ООО «Премиум брендс» — определить сложно. Но с уверенностью можно сказать, что Riston не имеет ни малейшего отношения к Англии, что это чай «специально для России», хотя, по-видимому, действительно цейлонский.
Greenfield. Позиционируется как английский чай. На самом деле производится ООО «Орими-трейд» (петербургская чайная компания, выпускающая чай под марками «Принцесса Гита», «Принцесса Нури», «Принцесса Ява» и «Принцесса Канди») якобы для английской компании Greenfield Tea LTD. Но даже беглый обзор источников (вот, например) показывает, что компания Greenfield Tea LTD была основана за 2 недели до появления одноименного чая на российских прилавках.

Логотип Greenfield
Cамое веселое — это сайт Greenfield на английском языке. Уже одно то, что он зарегистрирован в домене ru (хотя есть и версии в других доменах), говорит о многом. А убогое оформление, отсутствие какой-либо информации о компании и ее истории развеивают оставшиеся подозрения. О Greenfield Tea ничего не знают и в так называемом Чайном совете Соединенного Королевства (Tea Council), о чем можно прочитать, в частности, в любопытной статье журнала Forbes.
Почему же понадобилось идти на подобные ухищрения, выдумывать новую иностранную марку, регистрировать компанию в Британии? Да потому, что россияне не стали бы покупать по таким ценам чай с русским названием. А вот с красивой английской легендой, надписями на английском — пожалуйста, покупают. Чай, кстати, весьма неплохой — на мой взгляд, один из лучших в своем ценовом сегменте. Хороший ассортимент, многообразие упаковок.
Maitre de The. Это якобы французский чай. Странно, не правда ли? Чай у нас ассоциируется с Индией, Великобританией, Китаем, но никак не с Францией, где предпочитают кофе и вино. Чудный сайт Maitre de The (ни международной, ни французской версии у него нет вообще) пытается развеять наши сомнения. Вот что там можно прочитать: «еще с XIX века чай получил широкое распространение во Франции… ведущие чайные сомелье…». И так далее, подробнее здесь. Для того, чтобы убедить читателей в французскости чая Мэтр де Тэ, талантливые брендостроители даже разместили в этом разделе отличный рисунок Великой Китайской Стены. Браво!

Логотип Maitre de The
Информации о реальной истории компании, подтверждений ее французского происхождения на сайте по понятным причинам нет. Поиск в международном Google также подтверждает догадку о том, что Maitre de The — это плод усилий наших, российских креативщиков.
При этом надо сказать, что качество у этого чая хорошее. Цены чуть выше средних, но они вполне оправданы. Так что не все так плохо.
Curtis. Если «Орими Трейд» обзавелась своим английским брендом Greenfield, то ее прямой конкурент «Чайная компания Май» (чай «Майский») создала бренд Curtis (первоначально Curtis&Patridge), тоже якобы английский. И, кстати, в том же 2003 году. Отличная статья о Curtis есть на сайте журнала Forbes — можете почитать, весьма интересно. Здесь я подробно останавливаться на Curtis не буду, скажу лишь, что этой чай среднего ценового сегмента и среднего качества. Ничего особенного.

Логотип Curtis
Tess. Это еще одно дитя «Орими Трейд». Ничего общего с Англией, как и Greenfield, не имеет. Достаточно набрать «tess tea» в google.com, чтобы убедиться в этом.

Логотип Tess
Hilltop. Еще один претендент на звание английского чая, да не простого, а премального. Стоит он немало, продается в красивых жестяных коробочках. Качество так себе, своих денег явно не стоит. Простой запрос в google.com «hilltop tea» показывает, что это чисто российский бренд. На сайте компании нет никакой информации об истории. Доказательства английского происхождения и премиальности тоже отсутствуют.

Логотип Hilltop
Bernley. Этот чай позиционируется как английский, да ещё и премиум-класса. На самом же деле бренд Bernley принадлежит российской компании «Сапсан», в Англии никто о такой марке и не слышал. В англоязычном интернете никакой информации о чае Bernley нет. Встречается Bernley в продаже редко, отзывов о нём почти нет. В целом, обычный чай среднего уровня.

Логотип Bernley
Chelton. Бренд зарегистрирован в США (в 2007 году) на компанию Chelton USA, владельцем которой является некий Марк Поляков (см. здесь), что уже наводит на подозрения. Поиск по интернету показывает, что чай Chelton продаётся только в России, Польше и Чехии. Есть якобы американский интернет-магазин, но он, похоже, не работает. Зато выдаёт при добавлении товара в корзину сообщение на русском(!): «товар добавлен в корзину». Никаких особых легенд владельцы бренда Chelton не рассказывают. Качество чая, судя по отзывам, хорошее.

Логотип Chelton
Ahmad. Вот мы и подошли к самому таинственному бренду чая. Так и нельзя сказать с уверенностью, английский он, иранский или все-таки российский. Но забегая вперёд, хочу сказать, что в итоге я пришёл к заключению, что Ahmad можно считать настоящим английским брендом, не оборотнем.
Компания имеет хороший международный сайт. Раздел История на нем гласит, что чай Ahmad появился на рынке в 1986 году. Однако… продается он в основном в России. В Англии его тоже можно встретить, но только в магазинах для туристов и в аэропортах. Однако, что интересно, Ahmad встречается в Чехии, Болгарии, Польше, Иране, Пакистане, да и некоторых других странах. По-видимому, бренд особенно успешен в Восточной Европе, России и некоторых азиатских странах.

Логотип Ahmad
Многие подозревают «российскую» сущность чая Ахмад. Вот, например, достаточно интересная информация от одного блоггера, который запросил мнение о чае Ahmad нескольких владельцев чайных магазинов в Британии. Ему ответили, что это скорее сувенирный чай весьма посредственного качества.
Есть еще интересное упоминание Ahmad Tea в одном из рейтингов журнала Forbes. Там, в комментарии к позиции в рейтинге (как одного из самых продаваемых чаев в России), написано: «головной офис расположен в Лондоне, а фабрики — в Харькове и Подмосковье. В России Ahmad продается на каждом шагу, а в Лондоне — только в той части аэропортов, откуда улетают рейсы в Россию. При всем этом Ahmad вполне успешно позиционируется как «настоящий английский чай» для изысканных чаепитий».
Можно провести и следующий эксперимент, воспользовавшиcь инструментом Google.Trends, созданным для аналитики поисковых запросов. Заходим на сайт Google.Trends, вбиваем запрос «Ahmad tea» и смотрим карту «популярность по регионам». Оказывается, что подавляющая часть подобных запросов — из России.
Однако последний эксперимент более или менее рассеивает сомнения относительно данного бренда. Марка Ahmad включена в каталог так называемого «Чайного совета» Великобритании (см. здесь). Там нет брендов Riston, Tess, Greenfield, Curtis и прочих, описанных выше. А вот Ahmad есть. Что позволяет сделать вывод о том, что к Англии он имеет довольно серьезное отношение.
Сам чай Ahmad — этакий середнячок, но продается по ценам выше средних. На мой взгляд, таких денег не стоит.
Теперь перейдем к брендам-оборотням в мире кофе.
Milagro. С испанского переводится как «чудо». Позиционируется, однако, как немецкий кофе, сделанный в Германии. Зарегистрирована компания, похоже, в Соединенном Королевстве (прямо все в кучу собрали), производство — главным образом в России. Сам владелец компании якобы говорил, что иностранное название и легенда выбраны из-за того, что у российских потребителей нет доверия к отечественным брендам.

Логотип Milagro
История на сайте компании довольно мутная. Упоминаемая компания Deutsche Extrakt Kaffee на своем сайте о бренде Milagro умалчивает полностью. Milagro Food Industries вообще, похоже, собственным сайтом не обладает, зарегистрирована же в Соединенном Королевстве в 1998 году — вот доказательство.
Kaffa. Тоже оборотень. Kaffa — это название провинции восточной Африки, где, по легенде, впервые появился напиток кофе. Происхождение компании — чисто российское. Кофе производится на заводах в Подмосковье. В зарубежном интернете упоминаний о таком бренде нет вообще. Есть такая кофейня в Соединенных Штатах — Kaffa, возможно, что название позаимствовали у нее.

Логотип Kaffa Industries
Jardin. Еще одна марка на редкость плодотворной в области брендостроительства компании «Орими Трейд». В общем-то, об этом говорится и на официальном сайте Jardin. Однако там же есть слова о том, что кофе это якобы производится по заказу швейцарской компании. На самом же деле к Швейцарии Jardin имеет ровно такое же отношение, как Greenfield к Англии.

Логотип Jardin
Разумеется, есть на нашем рынке и настоящие европейский бренды чая и кофе. Примеры: Twinings (Англия; у нас продает очень посредственный чай по высокой цене), Akbar (Шри-Ланка; чай средненький, цены средние), Milford (Германия; средние цены, посредственное качество), Lipton (бренд англо-голландской компании Unilever; цены выше средних, качество в основном среднее и оставляет желать лучшего), Nescafe (бренд швейцарской компании Nestle) и другие.
Bushido, Egoiste, ELZA, Grandos, Today, Tibet’s Herbs. Все эти бренды кофе принадлежат российской компании Hors (Хорсъ), о чем она с гордостью заявляет на своем англоязычном сайте (см. здесь). Её с головой выдает раздел Контакты, где указан только российский адрес. Ну и раздел «Где купить», где указаны только российские адреса. Иными словами, кофе под вышеуказанными марками продается только в России.